Автомобильное оборудование

Научная мысль

УДК: 37.012.1

ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика

ВАК РФ: 13.00.00 - Педагогические науки

Автор(ы): Копытова С. М.

Author(s): Kopytova S.M.

Название: РОЛЬ ФИЛОСОФИИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ФАКТОРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Title: THE ROLE OF PHILOSOPHY AS A SYSTEM-FORMING FACTOR IN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация: В статье представлен взгляд на важность учета философской составляющей в функционировании педагогических процессов, что было актуальным прежде и остается таковым до сегодняшнего момента. Указание на тот факт, что в центре всей педагогической действительности находится человек со своей потребностью в личностном развитии, связано с необходимостью в заполнении имеющихся пробелов в понимании здесь роли философии, раскрывающей смысл всеобщего бытия.

Abstract: The article presents a view on the importance of accounting for the philosophical component in pedagogy. This is relevant not only today, before this was also given importance. Of course, in the center of pedagogical science is a person and his need for personal development. It is important to understand here that philosophy plays a big role in understanding the meaning of all processes in the life of society.

Ключевые слова: педагогика, философия, воспитание, образовательная деятельность, философия образования.

Keywords: pedagogy, philosophy, upbringing, educational activity, philosophy of education.

 

Рассмотрение вопросов, находящихся в поле зрения педагогической науки, возможно едва без учета философской составляющей, что объясняется органичным переплетением обеих наук в силу общности их интересов и совпадения предмета исследования. Ввиду этого становится актуальным указание на точки соприкосновения двух наук и объяснение смысла их взаимосвязи в рамках не теряющей своей значимости на протяжении длительного периода развития педагогической науки, проблемы воспитания и развития личности человека. В соответствии с этим можно обозначить цель статьи, заключающуюся в том, чтобы в ходе анализа имеющейся информации определить роль философской составляющей в педагогической науке. Реализация указанной цели возможна посредством решения следующих задач: выявить философские предпосылки основ педагогической деятельности; проанализировать суть взаимовлияния начал обеих наук на процесс воспитания личности; оценить значимость философского аспекта в современном образовании.

Круг проблем, освещаемых педагогикой и философией, связан с изучением природы человека и смысла его существования, путей становления личности, осознающей собственную значимость и ответственность за благополучное протекание процессов жизнедеятельности общества. Благодаря тесной взаимосвязи обеих наук становится возможным объяснение особенностей функционирования человеческой общности и социокультурных условий ее существования. Бесспорен тот факт, что определенные исследования, лежащие в основе той или иной философской системы, характеризуют соответствующую педагогическую доктрину и являются значимым моментом при постановке актуальных задач педагогической теории и практики. По утверждению В.И. Стрельченко: «Любая педагогическая теория или образовательный проект строятся не на пустом месте, а на фундаменте и с использованием конструктивного материала целого ряда предварительных допущений или, иными словами, предпосылок онтологического, логико-гносеологического и философско-мировоззренческого характера» [1, c.81].

Будучи представленной как наука о духе, и являясь одним из гуманитарных направлений философии, педагогика рассматривает образовательный процесс в качестве особого рода взаимодействия участников педагогических отношений, в которых первостепенным является осознание смысла этих взаимоотношений. Именно философская составляющая в образовательном пространстве дает особое видение и понимание человека с его персональными запросами и личностными возможностями, стоящими во главе угла всей образовательной деятельности. Регулятивная функция философии образования, задающей направление и очерчивающей границы педагогической действительности, проходит красной нитью в процессе становления и развития всей педагогической науки. В немалой степени учет философского аспекта способствует определению выбора образовательных стратегий, отвечающих современным общественным тенденциям и духовным исканиям человечества.

К истокам древнегреческой философии восходит, но не теряет своей актуальности и сегодня идея о том, что человек есть «мера всех вещей» и с полным правом может считаться наиболее существенным и приоритетным предметом исследования целого ряда наук, в том числе и педагогики. Однако следует заметить, что в особенностях функционирования современной системы образования имеет место быть несоответствие данному постулату. Можно констатировать факт неполного, а в ряде случаев и вовсе отсутствия сопряжения учебного процесса с сугубо важными характеристиками внутреннего мира человека; столь важные начала – духовность, нравственность, гражданственность оказываются нередко вытесненными за пределы образовательной среды. Таким образом, излишне подвергать сомнению основанную на традициях древнегреческой философии идею о необходимости целостного, всеобъемлющего рассмотрения человека и его места в образовательном пространстве. С точки зрения классической философии: «Главная задача педагогического искусства заключается в том, чтобы помочь конечному человеческому духу стать тем, чем он может быть – вполне образованным, бесконечным, свободным, истинным духом» [2, c.243].

В данном контексте стоит упомянуть и уделить должное внимание рассуждениям русского философа и педагога В. В. Розанова, который первым из отечественных мыслителей использовал термин «философия образования». Анализируя актуальное на конец ХIХ века состояние образования, он указывает на потребность в осмыслении и научном обосновании философии образования и воспитания. По мнению В.В. Розанова, некоторая отрешенность образования от учения о человеке, определяющем его место в природе, культуре, истории и зацикленность лишь на передаче знаний, не могут способствовать в полной мере пониманию смысла образования и достижению его цели – сохранению культуры [3]. Безусловно, важность философии образования, подразумевающей гармоничное сочетание воспитания и образования, не может не иметь концептуального значения в современной образовательной политике.

Действительно, если в ходе образовательной деятельности абстрагироваться от направленности только на повышение интеллектуального уровня учащегося, то роль философии образования становится вполне очевидной: обладая внушительным потенциалом для глубокого осмысления феномена человека, она направлена на формирование целостно развитой личности в единстве ее ценности, индивидуальности и права на развитие, совершенствование и проявление своих возможностей и способностей. Будучи нацеленной на решение адекватной времени задачи гуманизации образования, философия определяет черты современной теории и практики в педагогике.

Если интерпретировать предметную область педагогики с позиций философии, то становится возможным изучение вопросов о том, что есть человек, что такое наука, а также обоснованно осуществлять выбор средств и целей ее исследования. По утверждению одного из видных отечественных педагогов С.И. Гессена, «цели образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Какие науки исследуют культурные ценности?... – различные отделы философии» [1, c.83].

Перефразируя одного из представителей научного сообщества, можно отметить, что игнорирование философских оснований – онтологических и мировоззренческих предпосылок может быть причиной отсутствия для педагогических теорий фундамента, представляющего собой совокупность культурно-исторических, национально-религиозных, этических традиций, естественным продуктом которых и является человек как объект образовательного и воспитательного воздействия [1, с.88].

Безусловно, не новым, но значимым в рамках данной работы может быть вывод о том, что основывающееся на совокупности знаний о человеке, философское обоснование любых теоретических исследований в педагогике способствует поиску оптимальных вариантов решения задач педагогической практики, нацеленной на воспитание и развитие всесторонне развитой личности. Как видим, изучение сущности вопроса способствует пониманию того, что философский взгляд, позволяющий выявить концептуальные особенности различных образовательных теорий и критически анализирующий их исходные принципы, способствует поиску консенсуса в педагогическом сообществе и становлению фундаментальных основ теоретического знания в педагогической науке.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует заключить, что вероятность корректного истолкования смысла любых педагогических инноваций довольно велика лишь посредством выявления их философских предпосылок, к числу которых относятся философские представления о человеке, его познании и сущности его бытия, об обществе и происходящих в нем процессах, о культуре и свободе.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Стрельченко, В.И. Философия и педагогика [Текст] / В.И. Стрельченко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2002. – №2. – С.76-88.

2. Муравьев, А.Н. Философия и образование (Историко-философский анализ) [Текст] / А.Н. Муравьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2005. – №10. – С.239 – 250.

3. Гриднева, Е.И. Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности [Текст] / Е.И. Гриднева // Вестник Волгоградского гос. ун-та. – 2010. – №2(12). – С.127-130.

 

Выходные данные: Копытова С. М. Роль философии как системообразующего фактора в педагогической науке [Электронный ресурс] / С. М. Копытова    // Научная Идея. – 2018. – № 2(5). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/12-2-5/85-rol-filosofii-kak-sistemoobrazuyushchego-faktora-v-pedagogicheskoj-nauke  (Дата обращения 29.03.2024)